ПОЧЕМУ Я ТАК РЕАГИРУЮ НА ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ОТКУДА БЕРУТСЯ ТРАВМЫ?

Замечали ли вы, что порой на одно и то же неприятное событие   люди реагируют совершенно по-разному?

Это особенно заметно в больших коллективах. Например,  узнав про грядущее массовое увольнение, один человек  тихонько продолжает делать свою работу, как будто ничего не произошло,  другой — ругает никчемных руководителей, хотя еще вчера восторгался  политикой руководства, третий  —  ходит  с сияющим лицом  и  транслирует всем и вся о том, что все, что не происходит — все к лучшему.

Чем это можно объяснить?

Индивидуальные особенности – это слишком общее объяснение.  Точнее будет сказать в этом случае, что у каждого приведенного в примере человека свой индивидуальный способ справиться с проблемой, которая возникла. Другими словами, каждый человек защищает себя  от проблемы так, как умеет.

Жизнь ежедневно преподносит нам сюрпризы-проблемы.  Эти  сюрпризы  зачастую бывают настолько неожиданными и независимыми от наших действий и мыслей, что совершенно не вписываются в построенные жизненные планы.  Планы рушатся,  а с ними и привычный безопасный комфортный мир. Человек  остается на грани своих психологических возможностей выжить.

Если бы человек  не имел возможности переживать такие сюрпризы, то и жизнь его заканчивалась намного раньше старости.

Поэтому  психика человека  формируется  таким образом, что для переживания  неприятных сюрпризов у нее создаются специальные  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ.

С одной стороны,

психологические защиты – это не что иное, как глобальные, здоровые, закономерные, адаптивные способы переживания этого нестабильного, порой внезапного, незапланированного и независимого от нас мира,  т.е. объективной реальности.

Феномены, которые называются психологическими защитами в таком случае довольно условно, имеют множество полезных функций.  Они проявляются как здоровая, творческая  адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. Благодаря им психика  может более гибко переживать жизненные разочарования и неудовлетворенность.

С другой стороны,  психологические защиты  особо ярко проявляются и обнажаются при защите собственного «Я» от какой-либо угрозы.

«Личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач:

  1. Избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями;
  2. Сохранить самоуважение». (Ненси Мак-Вильямс)

Каждый человек с годами  индивидуально изобретает для себя собственные способы переживания объективной реальности, то есть психологические защиты.  Их может быть несколько, они могут изменяться с годами. Но все же некоторые из них становятся любимыми, избранными. И именно они определяют характер человека – то, как он реагирует в ситуациях.

«Предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов:

  1. Врожденного темперамента.
  2. Природы стрессов, пережитых в раннем детстве;
  3. Защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;
  4. Усвоенных опытным путем последствий использования отдельных  защит».  (Ненси Мак-Вильямс)

В приведенном вначале статьи примере об увольнении первый человек использовал такую защиту, как отрицание, второй – изоляцию, третий – обесценивание.

 

Защиты условно подразделяются на два уровня –  незрелые (примитивные)  и зрелые  защиты. Предполагается, что с  взрослением более примитивные защиты, которые были доступны для преодоления неудовольствий в детском возрасте, сменяются более зрелыми  защитами, которые уже доступны взрослому развитому человеку.  Однако, бывает и так, что многие примитивные защиты используются многими взрослыми людьми на протяжении всей жизни.

 К примитивным защитам относятся те, которые  имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром.  Так как они  были сформированы в детском возрасте на  довербальной стадии  развития, им присущи два качества – они имеют недостаточную связь с принципом реальности и  недостаточный учет константности и отделенности объектов находящихся вне собственного «Я».

Таким образом, примитивные защиты используют дети и взрослые, у которых существуют постоянные проблемы с границами – как собственными, так и в отношении других людей,  и проблемы с  ощущением реальности – им удобнее жить в мире фантазий, воображаемой реальности, воображаемых отношениях.

Это такие защитные механизмы, как изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Эго.

К зрелым защитам относятся те, которые работают с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго.

Другими словами, люди, которые используют зрелые защиты,  испытывают конфликты  в тех случаях, когда сформированы очень жесткие внутренние правила, ограничения и запреты, и внутренним истинным желаниям нет возможности высвободиться и быть реализованными  в приемлемой для данной социальной среды и культуре норме.

К зрелым защитам относятся:   королева защит  – вытеснение,  регрессия,  изоляция, интеллектуализация, рационализация,  морализация, реактивное образование, идентификация, сублимация  и т.д.

Для более простого понимания рассмотрим формирование первичных механизмов психологических защит.

В младенчестве ребенок, когда перевозбужден или не получает желаемого даже через  плач   засыпает, изолируясь от проблемы. Это предвестник первой психологической защиты  — изоляции. Далее, подрастая, чтобы как-то справиться с неприятностями, ребенок может отрицать эти неприятности. «Нет!» — говорит он, подразумевая, что если он не признает эти неприятности, значит, ее не случилось.  И эта защита так и называется – отрицание.

В раннем детстве ребенок может переживать состояния, когда он может влиять на окружающий мир – ведь в детстве все подчинены его нуждам и он запоминает это как Я ВСЕ МОГУ. Он думает, что  может влиять на ситуации и управлять ими и все случится так, как он хочет – защита так и называется всемогущий контроль.

С годами ребенок начинает верить, что какая-то всемогущая сила – материнская или отцовская – может защитить его от всех бед – и это формирует идеализацию с ее верной спутницей – обесцениванием. 

С годами формируются более новые зрелые психологические защиты, одни трансформируются в другие, но суть защиты всегда остается прежней –  дать возможность пережить  проблемную кризисную ситуацию.

 Другими словами, если психологическая защита выработана и используется верно, то проблемная ситуация переживается не критично для человека, и жизнь идет более или менее спокойно и ровно.

«Все, что не делается – все к лучшему», — уверенно говорит человек из вышеописанного примера, ищет  новую работу, находит ее и использует свою стратегию дальше в жизни.

Настоящая проблема возникает  тогда, когда для проживания и переживания  жизненного сюрприза   все имеющиеся в арсенале человека  психологические защиты не срабатывают, не выполняют свою функцию – защитить психику от травматического переживания.

Фрейд по этому поводу сказал: «Такие возбуждения извне, которые достаточно сильны, чтобы поломать защиту от раздражения, мы называем травматическими. Я полагаю, что понятие травмы включает в себя понятие нарушения защиты от раздражения». 

Аналитическая терапия дает возможность людям, которые испытывают страдания и трудности переживания критических жизненных ситуаций и травматического опыта,  понять  все аспекты собственного «Я», включая используемые, но не продуктивные в данной ситуации психологические защиты, и расширить горизонт своих психологических возможностей.

В следующих статьях я постараюсь рассмотреть основные защитные механизмы более подробно на примерах из терапевтической практики.

С наилучшими пожеланиями, Светлана Рипка.

Be the first to comment on "ПОЧЕМУ Я ТАК РЕАГИРУЮ НА ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ОТКУДА БЕРУТСЯ ТРАВМЫ?"

Leave a comment